Школа спортивного бального танца "S-КЛУБ"

     Кирилл Хоптенко

Вопросы судейства спортивных бальных танцев.

Можно ли судить по одному критерию?

      На 1-м конгрессе судей РТС (Российского Танцевального Союза), который состоялся 16 ноября 2012г., прозвучала следующая парадоксальная мысль. "Чемпион хорош во всем, а значит, если мы будем судить первый тур соревнований по спортивным бальным танцам только по одному критерию, например, по качеству фрака, второй - только по другому, например, по каблучному повороту, то, пройдя через сито туров, чемпион все равно будет выявлен".
    Верно ли это утверждение? Давайте разбираться.
    Первое, что приходит в голову,- это то, что у каждого чемпиона есть своя "ахиллесова пята". Я был свидетелем того, как на занятии чемпионской пары ее тренер был недоволен как раз-таки исполнением каблучного. У Ивана Новикова на одном из турниров украли фрак, и он танцевал финал в рубашке.
    Но ошибка кроется глубже, она кроется в самой формулировке вышеприведенной фразы. Для чего вообще нужна соревновательная система, будь то турнир в спорте или конкурс в искусстве? Такая система помогает совершенствовать свои навыки, т.е. прогрессировать. Благодаря конкурсам, исполнитель может оценить, как степень своего мастерства на данный момент, так и направление дальнейшего развития. Если бы целью турнира было только вывить чемпиона, то на него приезжало бы 2-3 или, может быть, от силы 5-6 пар, реально претендующих на этот титул. Поэтому задача турнира – справедливое распределение мест между всеми исполнителями, а не только выявление чемпиона. Парам, которые остались в первом туре, важно чтобы во втором они увидели тех, кто действительно лучше них. Если же во второй тур будут проходить пары в хороших фраках, но неважно танцующие, а в третий – пары с аккуратным каблучным, и при этом танцующие на уровень Д-класса, то у пар более высокого уровня, оставшихся в первом туре, это вызовет только неприятие и нежелание участвовать в подобных мероприятиях и, вообще, заниматься танцами.
    Из всего вышесказанного вытекает, что для того, чтобы обеспечить справедливое распределение мест, судья обязан оценивать общий (суммарный) уровень танца пары. Он также должен уметь раскладывать танец на составляющие, и в этом его отличие от непрофессионального зрителя. Но, повторюсь, выносить решение он должен по сумме всех составляющих танца, а не по отдельным деталям. Более подробно об этом можно почитать в моей статье, посвященной судейству.
    Никто не запрещает судье добавлять дополнительные критерии сравнения к 5 рекомендованным, будь то внешний вид или техника каблучного. Например, для меня важно состояние танцора – то, как выстроено его тело, в каком тонусе находятся мышцы, в какой координации работают мышечные группы. Я придерживаюсь того мнения, что без правильного состояния танцор не сможет решить стоящие перед ним на паркете задачи ни по ритму и музыкальности, ни по технике, ни по эмоциям.
    Если возвратиться к процитированной в начале статьи фразе, то хочется, чтобы она осталась просто парадоксальной фразой, а не стала руководством к практическому действию для молодых судей, чье судейское мировоззрение находится на стадии формирования. Собственно, ради этого эта небольшая статья и написана.

 

При перепечатке материалов статьи прямая ссылка на данный сайт обязательна.
(c) СТК S-Клуб 2013г.

 

СТК "S-Club"
Московская студия бального танца
спортивные танцы, бальные танцы и клубные парные танцы

на главную:  www.s-dance.ru