Спортивный танцевальный коллектив СТК "S-КЛУБ"

     Кирилл Хоптенко

Пути повышения объективности судейства спортивных бальных танцев.

 

1. Повышение уровня квалификации членов судейской коллегии.
Организация турниров–конференций.

    Члены судейской коллегии, обладают непосредственным влиянием на результат соревнований. Имея в судейской коллегии непредвзятых и компетентных судей, мы получим результат близкий к идеальному и, наоборот, даже идеальная методика судейства и подсчета, не поможет, если судьи на паркете преследуют личные цели или недостаточно квалифицированны. Поэтому нужно отдавать себе отчет в том, что основным путем повышения объективности судейства является работа с судейской коллегией.
    Об организации контроля, который поможет ограничить личные интересы судей, мы поговорим в одной из следующих глав, а сейчас затронем тему повышения квалификации судейского корпуса.
    Федерациями спортивного танца регулярно устраиваются конгрессы, на которые в качестве лекторов приглашаются авторитетные российские и зарубежные специалисты. Такие встречи помогают выработать и «привести к общему знаменателю» понимание фундаментальных принципов и механики движения, а также различных способов их использования при исполнении конкретных танцевальных движений. Однако, остается проблема субъективности судейства, суть которой состоит в том, что методика применения этих знаний, их интерпретация при практическом судействе, остается сугубо личным делом каждого судьи. (При сравнении уровня танца пар, рекомендованы к использованию 5 критериев, которые приводятся в конце этой главы.)

    В идеальном случае итоговое распределение пар по местам должно зависеть от уровня танца пар и не должно зависеть от состава судейской коллегии. Поэтому судьям необходимо выработать единый подход к оценке этого уровня.
    В спортивных танцах итоговое распределение мест участников является коллегиальным решением. Во время турнира судьи не имеют права обсуждать друг с другом или с кем бы то ни было выступающие пары. Это закреплено в правилах и помогает избежать манипулирования судейским мнением и влияния на результат. С одной стороны следует признать обоснованность этого пункта правил, с другой – он является тормозом на пути развития, так как не происходит необходимого обмена опытом.
    Во многих областях человеческой деятельности применяется метод обсуждения и вынесения коллегиального решения. Этот метод можно использовать и в спортивных танцах, если пойти по пути организации совершенно новых по форме проведения соревнований: турниров–конференций.
    Главной целью турниров-конференций должен стать обмен опытом практического судейства и повышение квалификации специалистов спортивного танца. Замечания ведущих специалистов и совместное обсуждение уровня танца участников смогут помочь достижении этой цели.

Принципы организации турниров–конференций.

    Судейская коллегия на таких турнирах должна быть сформирована из наиболее авторитетных зарубежных специалистов в области спортивного танца (идея формирования «эталонной» судейской коллегии уже высказывалась в [11, см. список лит-ры], однако, здесь предлагается совершенно иное ее использование).
    Турнир-конференция должен быть очень небольшим и начинаться сразу с финала или ½ финала (с ¼ финала максимум). Рассмотрим пример турнира-конференции, начинающегося сразу с финала, в котором участвуют 6 пар. На турнире работают 7 операторов, которые с помощью видеокамер фиксируют танец каждой из 6-ти пар участников и общий план захода, необходимый для сравнения пар.
    После окончания финала устраивается конференция для специалистов, танцоров и всех желающих. Участники конференции приглашаются в конференц-зал.
    Демонстрируются видеоролики первого танца (например, танца самба для турнира по латиноамериканской программе) каждой из пар, длительностью около 1мин. каждый, и общий план захода. Видео-просмотр одного танца займет 7-10 минут. Далее в течение 5-10 мин. ведущие специалисты-члены судейской коллегии высказывают свое мнение и поясняют, почему они сделали выбор в пользу того или иного танцора. Затем просматривается 2-й танец (ча-ча-ча), делаются комментарии и т.д. В целях соблюдения регламента, и учитывая, что каждый из специалистов наблюдал за участниками из различных точек зала, обсуждение комментариев авторитетной судейской коллегии целесообразно вывести за рамки конференции и провести на соответствующем форуме в Интернете.
    Заинтересованные специалисты, находясь на зрительских местах при проведении турнира, должны иметь возможность заполнить судейскую документацию, аналогичную той, которая находится у судей на линии. В дальнейшем это позволит каждому из них провести анализ результатов, сравнить свое мнение с мнением авторитетной судейской коллегии. Такой закрытый внутренний анализ, приведет к улучшению понимания методики практического судейства на соревнованиях, расширению восприятия и будет полезен специалистам любого уровня.
    Несомненно, мнение каждого из специалистов, все равно останется индивидуальным, однако понимание и учет позиции других, продуманная четкая, а не интуитивная аргументация своей позиции – все это ведет к повышению профессионального уровня. Индивидуальность (субъективность) судьи в этом случае работает только в «плюс» т.к. помогает не пропустить сильные стороны оцениваемых танцоров: то на что, возможно, не обратит внимания один судья – отметит другой.
    Турниры-конференции должны вызвать интерес и у самих танцоров, так как помогут понять пути дальнейшего развития их танца. Возможность получить замечания и комментарии из уст ведущих мировых авторитетов, должны стать мощной мотивацией для участия в таком турнире. Целесообразно так подобрать участников, чтобы получить максимум полезной информации. Они могут представлять разные регионы, города, клубы и т.п.
    Важно выпустить DVD-диск, содержащий ролики с танцем пар и комментарии специалистов к ним. При условии доступности такого видеоматериала, проведение всего нескольких подобных мероприятий может существенно помочь при решении проблемы выработки общего подхода к судейству спортивных танцев.
    Для того чтобы собрать авторитетную судейскую коллегию и наибольшее число заинтересованных специалистов, турнир может быть приурочен к крупному российскому соревнованию, такому как Слава России, Московская Звезда и т.п. Общая длительность такого турнира-конференции составит около полутора-двух часов. Он может быть организован в первой половине дня.
    Турнир-конференция станет своеобразным «срезом качества» и сможет показать проблемы, характерные для танцоров определенного класса и возраста, соответственно подсказать чему следует уделять особое внимание при их подготовке. Крупные современные соревнования проходят несколько дней, что дает возможность, при желании, проводить по одному финалу в каждой возрастной категории каждое утро. Можно пойти по другому пути и, для обеспечения наибольшего охвата информации, устроить турнир-конференцию с участием в турнире танцоров одной возрастной группы, но разного уровня (разных классов).


Приложение

Критерии судейства.

    Международной федерацией танцевального спорта (IDSF), при сравнении уровня танца пар, рекомендованы к использованию следующие 5 критериев.

    1. Ритмическое соответствие и основной ритм.
    2. Линии тела.
    3. Движение.
    4. Ритмическая интерпретация.
    5. Техника.
В правилах МФСТ каждый из критериев раскрывается и рассматривается подробно (см. список лит. [1]). Следует отметить что, данная интерпретация не является общепринятой. Краткое уточнение 5 критериев судейства приводится ниже.

1. Ритмическое соответствие и основной ритм.

     Судья должен определить танцует ли пара в ритм. Исполнение шагов должно правильно распределяться по основному ритму, должно соблюдаться правильное ритмическое соотношение шагов (определенная длительность шагов).
     Нарушение ритмического соответствия и основного ритма должно приводить к получению парой самой низкой оценки в этом танце. Эти ошибки не могут быть компенсированы за счет хорошего исполнения в соответствии с остальными критериями. Если несколько пар танцуют не в ритм или без основного ритма, пункты судейства со 2 по 5 могут быть использованы для распределения мест между этими парами. Пары, танцующие без ритмических ошибок, должны всегда оцениваться выше таких пар.

2. Линии тела.

     Судья должен оценивать пару, как во время движения, так и в статических позициях.
Оцениваются:
- парность позиции,
- позиции корпуса,
- линии спины,
- линии плеч,
- линии бедер,
- линии ног,
- линии шеи и головы,
- линии рук,
- боковые линии корпуса и др.

3. Движение.

     Судья должен определить, соответствует ли движение характеру танца, оценить динамику, амплитуду, сбалансированность и контроль движения, подъемы и снижения, свинг, ведение в паре и др.
     В латиноамериканских танцах должно быть оценено движение корпуса и бедер, типичное для каждого танца.

4. Ритмическая интерпретация.

     Судья должен оценить музыкальность пары: ритмическую интерпретацию танца, раскрытие характера и настроения звучащей мелодии в соответствии с ритмической основой исполняемого танца, соответствие эмоционального состояния пары характеру музыки, артистизм, соответствие хореографии музыкальным фразам и темам, сюжетность хореографии и др.
     Изменение ритма влечет за собой вероятность музыкальных ошибок, которые должны оцениваться в соответствии с разделом "Ритмическое соответствие и основной ритм".

5. Техника (работа ног, стопы и др.)

Судья должен оценить правильность распределения веса на опорной стопе, контроль движения ног, правильность направлений движения ног по отношению к корпусу, правильность работы стоп (каблук, носок, подушечка, плоско и т.п.), позиции стоп, контроль движения стопой маховой ноги, состояние маховой и опорной ног (согнутая, прямая) и др.

к оглавлению статьи
 

При перепечатке материалов статьи прямая ссылка на данный сайт обязательна.
(c) СТК S-Клуб 2010г.

 

СТК "S-Club"
Московская студия бального танца
спортивные танцы, бальные танцы и клубные парные танцы

на главную:  www.s-dance.ru