Спортивный танцевальный коллектив СТК "S-КЛУБ"

     Кирилл Хоптенко

Пути повышения объективности судейства спортивных бальных танцев.

 

4. Ограничение числа пар в заходе. Выбор площадки для проведения турнира.

    Серьезным недостатком сложившейся системы соревнований в спортивных бальных танцах является то, что на крупных турнирах в одном заходе одновременно могут участвовать 14 и более пар. В этом случае у судьи около 5-6 секунд на оценку каждой из пар. При таком количестве пары заслоняют друг друга, а ведь судья обязан отследить каждую из них, увидеть номер, а главное - сравнить. Охватить взглядом площадку, проследить за парой на фоне других пар, все это становится практически невозможным. В результате судьи вынуждены судить о паре по какому-то обрывку танцевальной схемы или по рейтингу пары т.е. по прошлым заслугам. Зачастую, танцуя сегодня, пара получает оценку за вчерашний и позавчерашний танец, а результаты турнира отстают от реального положения дел на площадке. А ведь каждая из пар серьезно готовится к турниру и имеет право на то, чтобы ее действительно оценивали и сравнивали.
    Сейчас организаторы пытаются найти выход из ситуации за счет приглашения большого числа судей, используя принцип «то, что не успел отметить один судья - отметит другой», однако это помогает лишь частично и не решает проблему в корне.
    Неубедителен довод о том, что раз на зарубежных турнирах выпускают большое количество пар в заходе, то и мы, дескать, тоже так будем делать. Эта проблема является общей для всех крупных турниров вне зависимости от страны и организатора.
    Совсем некомфортными являются такие соревнования для участников, не выручает даже большой метраж паркета. Те, кто часто наблюдает за современными турнирами, могли отметить, что некоторые заходы танца квикстеп напоминают гонки на выживание, а во время исполнения латиноамериканской программы иногда возникает ощущение битвы. Не редкими стали травмы танцоров, являющиеся результатом столкновений и различных маховых движений. И в этих условиях нам хочется, чтобы участники показали настоящий, эмоционально насыщенный танец!
    Некомфортными являются такие соревнования и для судей. Как было сказано выше, судье очень трудно, сравнить все 14-18 пар, которые находятся на паркете. Но, допустим, нашелся такой ответственный арбитр, который поставил себе целью никого не пропустить и просмотреть все 14-18 пар захода. Что его ожидает? А ожидает его работа с предельной концентрацией внимания при постоянной нехватке времени, т.е. в стрессе, и так в течение нескольких часов, хорошо, если не целого дня!
    У этой проблемы есть еще один, возможно, даже еще более важный аспект. Многие специалисты, да и просто любители танца, которые следят за их развитием, сейчас обеспокоены тем, что бальные танцы становятся СЛИШКОМ спортивными. Танец превращается в набор трюков, а партнерша в спортивный снаряд. Но танцоры вынуждены идти по этому пути! Если пара показывает хороший, внутренне насыщенный танец, не факт, что ее заметят, если рядом еще 14-18 других пар. В этих условиях необходимо чем-то выделиться, как-то обратить на себя внимание большинства судей. Если же на площадке будет 6-8 пар, то у судьи появится время на оценку внутреннего содержания танца, а не внешних эффектов.
    Итак, что мы имеем: пары, которые приехали за объективным судейством и не могут его получить, судей, вынужденных работать, как автоматы, танец, который перестает быть танцем и превращается в набор трюков. Ничего себе праздник танца, нечего сказать.
    Возникает вопрос, тогда зачем и кому вообще нужны заходы с большим числом пар? А ответ прост необходимо, чтобы организатор конкурса получил прибыль и не остался в «минусе», иначе никто не захочет организовывать соревнования. Чем больше пар на паркете, тем больше средств удалось собрать, значит, удастся покрыть расходы, основная часть которых - аренда помещения.
    Как же тогда быть, как сократить число пар в заходе, но при этом собрать нужные для проведения конкурса средства?
    Я думаю, что для нормального сравнения и оценки, на паркет не должно быть более 8 пар в категории «взрослые» при стандартной системе судейства «крестиками». В МФСТ начиная со второго тура используется система оценки по местам. Эта система имеет свои плюсы и минусы, но, совершенно точно, требует больше времени для сравнения пар, и, в этом случае, целесообразно ограничить количество пар в заходе шестью.
    Ниже по тексту я предлагаю различные варианты решения проблемы, что потребует некоторых изменений организационной формы турниров. Причем эти изменения могут быть различны в зависимости от конкретного зала и конкретного турнира.
    Изменение 1 (больше относится к небольшим турнирам). Оптимизация плана-сценария соревнования.
    На небольших конкурсах решению проблемы может помочь более грамотное составление расписания (плана-сценария) соревнования. Часто, для того чтобы участники могли «побольше потанцевать», в первых турах отсеивают небольшое число пар. При этом количество предварительных туров конкурса возрастает. Соответственно, чтобы уложиться по времени приходится увеличивать число пар в заходе.
    «Потанцевать побольше» это, конечно, хорошо, но это можно сделать и на прогоне у себя в клубе. На конкурс пары приезжают в первую очередь за объективным судейством.
    Именно этот факт должны четко сознавать члены судейской коллегии, ответственные за составление плана-сценария конкурса, и этого уже будет достаточно, чтобы изменить ситуацию к лучшему на многих небольших клубных конкурсах.
    Изменение 2 (больше относится к крупным турнирам). Разделение площадки при исполнении латиноамериканской программы танцев.
    Все мы привыкли, что соревнования в стандартной и латиноамериканской программах проходят на одной и той же площадке. Всем так же известно, что латиноамериканские танцы не требуют такого большого объема пространства, которое необходимо для исполнения стандартных танцев. Но тогда в латиноамериканской программе ничто не мешает разделить заход из 12-16 пар на два параллельных подзахода по 6-8 пар простым делением площадки пополам (что с помощью рекламных щитов можно сделать буквально за минуту). Крупные турниры обычно обслуживаются бригадой из 9-11 арбитров, которые в этом случае также делятся на две половины: по 5 арбитров на каждую часть зала.
    Особенно хочется подчеркнуть, что в этом случае ничего не нужно дополнительно, только внести небольшие изменения в программу распределения участников на заходы. При этом время на проведение латиноамериканской программы может даже несколько сократиться (если, скажем, площадка достаточно велика и вместо заходов по 14 пар будут танцевать подзаходы по 8).
    Изменение 3 (касается самых крупных турниров). Создание параллельных площадок.
    Большинство залов, арендуемых для проведения крупных соревнований, имеют большие площади, используемые под покрытие паркетом лишь частично. Иногда выкладываются два паркетных покрытия, и параллельно с основным проходит турнир по юношеской или детской возрастной группе или один большой танцевальный паркет в предварительных турах делят на две половины.
    В качестве примера возьмем Чемпионат РТС-2011, который прошел в «Крокус-экспо». Зал был выбран впечатляющих размеров, с его одной стороны, за зрительскими местами, осталось довольно большая часть зала, которая никак не использовалась. В предварительных турах паркет делили пополам, и проводили соревнования в разных возрастных группах на своей половине, что сократило время проведения турнира.
    Однако, можно пойти дальше. Если использовать всю полезную площадь зала (или ее большую часть) и положить дополнительный паркет (сделать несколько паркетных площадок), то первые несколько туров соревнования в каждой из возрастных групп могут проводиться одновременно на 2-х параллельно расположенных площадках.
    Например, все нечетные заходы танцуют на первой площадке, все четные – на второй (1-й и 2-й заходы танцуют одновременно, затем 3-й и 4-й и т.д.). Судейская бригада при этом делится на 2 группы, каждая из которых обслуживает свою площадку. Введением соответствующих поправок в компьютерную программу распределения по заходам, можно добиться, того чтобы каждая из пар станцевала 3 танца на одной площадке и 2 танца – на другой (если исполняются 5 танцев), что обеспечит всем танцорам практически равные условия.
    При необходимости, первые туры очень крупных соревнований могут проводиться на 3-х и более параллельных площадках аналогичным образом. Так это происходит в теннисе, где каждый тур проходит параллельно на нескольких кортах.
    Все вышесказанное позволит ввести ограничение на максимально возможное число пар в заходе. Конечно, потребуются дополнительные затраты на приобретение паркета для дополнительных площадок, однако сокращение времени проведения турниров позволит постепенно окупить эти затраты, если не за один турнир, то за несколько.
    Изменение 4. Разделение крупных турниров на более мелкие (в тех случаях, когда это возможно).
    Некоторые турниры вообще не целесообразно проводить на больших площадках.
    Например, первенства Москвы по версии МФСТ раньше проходили в различные дни для разных возрастных и классификационных групп. Стремление сделать один большой красивый турнир понятно. Однако, необходимость провести соревнования всех возрастных групп всех классов за два дня и уложиться по времени, привела к необходимости формировать заходы по 14-18 пар. Кроме того, чтобы уменьшить затраты, был снят зал в Московской области, и многие пары просто не приехали из-за его удаленности.
    Когда большое количество танцоров соревнуются друг с другом на одном турнире, необходимость большой площадки очевидна. В случае первенств мы фактически имеем множество небольших отдельных турниров, объединение которых не улучшает, а ухудшает их качество.
    Важность правильного выбора площадки для проведения турнира.
    Вообще, использование чрезмерно больших залов с удаленными от площадок трибунами идет во вред бальному танцу. От танцевального зрелища зритель может и должен получать заряд положительных эмоций. Если расстояние между танцорами и зрителями слишком велико, например, как в залах «Лужников», то эмоциональный контакт не устанавливается. Издалека танцоры напоминают забавно двигающиеся игрушечные фигурки, а зрители не видят смысла в посещении таких турниров. А вот зал единоборств ЦСКА такой эмоциональный контакт обеспечивает. Смотреть турниры в таких залах интересно, так как зрители чувствуют эмоции исполнителей и становятся вовлеченными в происходящее на паркете действо. Соответственно, если мы хотим привлечь на трибуны зрителей, конкурсы нужно проводить в подобных залах или подобным образом размещать зрительские места, как это было сделано в уже упоминавшемся «Крокус-экспо». Помимо роста популярности бального танца, повышение посещаемости турниров позволит собрать необходимые средства, о которых мы уже говорили выше.
    Турниры в больших спортивных залах не обеспечивают эмоционального контакта и являются, по сути, чисто спортивными мероприятиями. Это мероприятия для самих танцоров, они не интересны для зрителей, которые все чувствуют, и которых в любом случае не обманешь.
    Поскольку мы начали разговор о зрителях, хотелось бы обратить внимание на еще одну проблему, которая возникает на интересных и посещаемых турнирах. На большинстве конкурсов зрительские билеты продаются без указания точного места. В итоге зрители сталкиваются с тем, что сидячие места заняты шарфиками бутылочками и т.п. Шарфики эти расстилают вокруг себя или родители молодых танцоров, чтобы их чада могли посидеть рядом в перерывах между турами или сами танцоры, и те и другие приезжают на турнир заранее. В итоге, мы имеем полупустые на первый взгляд трибуны, но когда начинаешь разбираться, то оказывается, что зрителям некуда сесть и приходится следить за происходящим на площадке стоя в проходах. Думается, на зрительских местах должны находиться зрители, а не бутылочки и это должно быть правилом. Судья информатор может озвучивать это правило, пока оно не станет нормой, а судьи при участниках должны контролировать его соблюдение.
    Подведем итог. Устраивают ли всех нас турниры с 12-18 парами в заходе? Организаторы не будут ничего менять, пока всех все устраивает. Если нет, то нужно донести эту мысль до руководства танцевальных федераций. Тогда, под давлением общественного мнения, станет возможным принятие пункта правил ограничивающего максимальное число пар в заходе.
    В результате: распределение мест на турнирах станет более объективным, судьи получат возможность работать как специалисты, а не как автоматы, и главное – танец начнет развиваться в другом направлении, он снова сможет стать бальным.
к оглавлению статьи
 

При перепечатке материалов статьи прямая ссылка на данный сайт обязательна.
(c) СТК S-Клуб 2011г.

 

СТК "S-Club"
Московская студия бального танца
спортивные танцы, бальные танцы и клубные парные танцы

на главную:  www.s-dance.ru